Страничка педагога-культуролога (воспитатель)
Елена Владимировна Солодовникова.
Высшее педагогическое образование НГПУ.
Окончила Исторический факультет
по специальности - Учитель культурологии
Высшая квалификационная категория.
В 2013 году в соавторстве с Назарчук Еленой Сергеевной - старшим воспитателем ДОУ победила на Городском конкурсе
"Образование. Город. Инновации" в номинации "Мой Новосибирск родной: новосибирсковедение"
- О воспитании толерантности или «Почему Петр - русский царь, а дружил с немцами»
- Солодовникова Е.В.
«А чем Вы занимаетесь с нашими детьми на культурологи?» - часто спрашивают меня родители. Действительно, культурология, или МХК (мировая художественная культура) - на первый взгляд предметы, скорее подходящие для школьников или студентов, но вот уже шесть лет, как в нашем 484 детском саду я - выпускница НГПУ Исторического факультета знакомлю детей старших и подготовительных групп с мировым культурным наследием. Мы, как настоящие путешественники, то отправляемся в далекое прошлое нашей Родины, то заглядываем в тайны давно уже исчезнувших цивилизаций, каждый раз совершая маленькое, но очень интересное и важное открытие. Наше Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение (МБДОУ) № 484 вот уже несколько лет работает по программе «Школа 2100». В этой программе нашла свое отражение одна из важнейших задач, поставленных сегодня обществом: воспитание в ребенке «идентификации себя одновременно трояким образом: как членом того или иного этноса, носителя национальной культуры..., как гражданина и патриота многонациональной страны - Российской Федерации - и просто как человека, европейца, гражданина мира...». Толерантность - необходимое качество в сегодняшнем сложном и многонациональном мире. Вопросы воспитания толерантного общества сегодня поднимаются на самом высоком уровне: «В мире по-прежнему все очень непросто, существуют этнические и конфессиональные конфликты. К сожалению, во многих регионах планеты заметен рост экстремистских настроений... В этих условиях нашей важнейшей совместной задачей является распространение идей толерантности и веротерпимости, бережного отношения к духовным ценностям и традициям народов нашей многонациональной страны и ее культурному многообразию», — сказал Дмитрий Медведев.
Именно идея формирования основ, фундамента для развития толерантной личности и дала начало моему проекту «Мир открывает границы». В работе над этим проектом мне хотелось показать достижения Русской культуры, ее неповторимость и самобытность. Показать, как глубоко проникли корни русского быта в сегодняшнюю нашу жизнь, пусть мы, под час, не осознаем этого. Духовная связь с родной природой, которая очень ярко и искренне проявляется у детей. Удивительно яркое и непривычное для наших традиций наследие древних цивилизаций возбуждает пытливые умы маленьких исследователей. Мне хотелось показать уникальность культур и, в то же время, преемственность традиций, идей, языка... Все это призывало к диалогу с юными гражданами мира. «Что за чудо эти сказки!». Разумеется, самое первое знакомство с родной культурой у ребенка проходит через сказку. Именно в них и русский быт «В светлой горнице кругом, Лавки, крытые ковром. Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой», и отношение к труду (по работе и награда), и особенности национального костюма, и сохранившиеся в виде сказочных персонажей языческие духи. Именно сказки помогают сделать первый шаг на пути познания и понимания родных традиций. Но особенность восприятия детей 5-6 лет такова, что недостаточно только читать сказки. Необходимо их смотреть. И в этом неоценимую помощь оказывают наши Советские мультфильмы: веселый «Жил у бабушки козел», мудрый и в то же время понятный детям «Вовка в тридевятом царстве». Для детей подготовительной группы более серьезные мультфильмы: языческие «Снегурочка» и «Русь изначальная» - очень мудрый и философский фильм, в нем особенности воспитания молодого поколения Русичей в люб
ви к природе, уважении к труду, формирование понятия честь ... «Волшебная птица» - тема труда для русского человека; национальные ремесла.В сочетании с возможностью потрогать настоящие произведения народных мастеров дает ребенку богатейший опыт. «В яранге горит огонь», «Храброе сердце» - наглядно показывают зависимость быта от природных условий. Все эти мультипликационные фильмы, как добрая и понятная энциклопедия, дают ребенку понятия добра и зла, преданности и трусости, необходимости трудиться честно, учат любить. Русские Богатыри - сложная и очень интересная тема. Это и неповторимая речь былины и ее глубокая воспитательная роль: «Кем бы ты ни стал, что ни делал бы, Не пекись о корысти своей, выгоде,
А берись, Илья, за такие дела, Чтобы славные были да великие,
Чтобы всем от них было радостно, Чтоб не ты собой, а только люди тобой По делам бы гордились по великим твоим!» Знакомство с Былиной дает так же возможность прикоснуться к еще одной грани русской культуры - к традиционному русскому оружию («Добрыня Никитич» мультипликационный фильм, нарисованный по эскизам художников-палешан Голи-кова Н. и Зубковой Т. Выпущен студией «Союзмультфильм» в 1965 году). В игре «Что возьмет с собой Богатырь», а также в работе с картиной Васнецова «Три Богатыря» происходит не только расширение словарного запаса ребенка, но и «соприкосновение» с эпохой мечей, луков, рогатин и шеломов, так разительно отличающейся от времени автоматов, лазерных пистолетов и сетей Человека-Паука... Говоря о Богатырях, конечно, мы скажем и о городах, которые они защищали. Древние Русские
городища, частоколы, кремли. Как они образовались, кто в них жил. И, хоть и не самый древний, но, безусловно, исконно русский град - Москва встает перед нами во всей красе золотых куполов, извилистых улочек и древних стен. Достижения наших мастеров-литейщиков - Царь-Пушка и Царь-Колокол и связанные с ними и с основанием города легенды вызывают у детей живой интерес. У нас стало уже хорошей традицией лепить Царь-пушку и Царь-Колокол с детьми подготовительных групп. Ну а знакомиться с Москвой нам помогают документальные фильмы и старые фотографии, при помощи которых можно заглянуть в тайны кремля и проследить преемственность языческой и христианской традиции. Посетить музеи и храмы. Ну и конечно Санкт-Петербург -город удивительной судьбы! Город, трижды менявший свое имя, но ни разу не сдавшийся врагу! «Город великой борьбы и великой победы!». Он поражает своей торжественностью. Видео прогулки производят сильнейшее впечатление, особенно разводные мосты под музыку Чайковского. До сих пор не раскрытая тайна Янтарной комнаты будоражит воображение. Ребенок, с его чувствительностью, не нуждается в объяснениях искусствоведа, его сердце замирает от восторга при виде феерического праздника закрытия фонтанов. Говорить о Москве и Санкт-Петербурге я особенно люблю, ведь это города, знакомые и близкие мне с детства. И мои юные слушатели улавливают мою страсть и проникаются ею. Есть еще одна тема, без которой разговор о воспитании толерантности был бы незаконченным - Религия. На своих занятиях «Христианство» и «Библия» я знакомлю детей с мировыми религиями и священной книгой, для многих это действительно первая встреча с Библией. На занятиях дети узнают о том, почему эта книга важна для миллионов верующих людей и что такое заповеди, учатся уважительно относиться к наследию христианского мира. Но наш город многоконфессионален, поэтому у нас есть возможность посмотреть на Костел и Мечеть. Узнать особенности их архитектуры и внутреннего убранства. Архитектура Костела захватывает красотой витражей и скульптур. И вот уже мои исследователи готовы заглянуть в далекое прошлое, познакомиться с культурами, подарившими нам драму и комедию, да и само понятие «театр». Давшей знакомые нам с детства названия созвездиям и подарившей неповторимые Мифы. Греция, с ее каменной архитектурой, так не похожа на русские деревни. А персонажи греческих мифов, хоть и ходят в хитонах и сандалиях, но проявляют понятные любому ребенку качества: отвагу, верность слову, смекалку...
Египет. Страна Пирамид, мумий и непонятных знаков. Во время знакомства с Египтом в моих путешественниках раскрывается талант лингвистов. Мы не только смотрим фильмы о пирамидах, но и узнаем историю разгадки величайшей тайны в истории -расшифровки египетского письма. А в игре «Иероглиф» сами пытаемся составлять слова. Приоткроет нам завесу тайны и Великая Китайская Стена. Благодаря качественным видеофильмам есть уникальная возможность самим «прогуляться» по ней. Китайская культура оставила после себя огромное количество изобретений: бумага, веер, зонт... всем этим мы пользуемся ежедневно. Фигурки оригами, созданные в Японии, но из бумаги, секрет изготовления которой тщательно сохранялся и все-таки был вынесен за пределы Поднебесной японским монахом, думаю, известны и любимы и педагогами, и детьми. Невозможно охватить все темы моего проекта. Да, наверно, и не нужно. Разговор о культуре можно вести долго и каждый, кто интересуется ею, безусловно, видит в ней нечто уникальное и близкое только ему. Хочется добавить, что для воспитания толерантности очень важно отношение педагога. «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение». Вольтер. Во время разговора о Санкт-Петербурге меня спросил 6-ти летний мальчик: - « Почему Петр - русский царь, а дружил с немцами». Надеюсь, что после моих занятий дети не будут делить людей на плохих и хороших по национальному или религиозному принципу.
А закончить я бы хотела словами писательницы Людмилы Улицкой «Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома».
P.S. Проект «Мир открывает границы» в 2010 году был удостоен диплома «за нравственный подвиг учителя», подписанный Управляющим новосибирской епархией Архиепископом Новосибирским и Бердским.
Статья опубликована в журнале "Новый имидж" № 1 - 2 (53-54) январь 2012 год.
- Достижения Елены Владимировны






