Страничка педагога-культуролога (воспитатель)

Елена Владимировна Солодовникова.

Высшее педагогическое образование НГПУ.

Окончила Исторический факультет

по специальности - Учитель культурологии

Высшая квалификационная категория.

 

В 2013 году в соавторстве с Назарчук Еленой Сергеевной - старшим воспитателем ДОУ победила на Городском конкурсе

"Образование. Город. Инновации" в номинации "Мой Новосибирск родной: новосибирсковедение"

 

 

- Солодовникова Е.В.

 

«А чем Вы занимаетесь с на­шими детьми на культуроло­ги?» - часто спрашивают меня родители. Действительно, куль­турология, или МХК (мировая художественная культура) - на первый взгляд предметы, скорее подходящие для школьников или студентов, но вот уже шесть лет, как в нашем 484 детском саду я - выпускница НГПУ Истори­ческого факультета знакомлю детей старших и подготовитель­ных групп с мировым культурным наследием. Мы, как настоящие путешественники, то отправля­емся в далекое прошлое нашей Родины, то заглядываем в тайны давно уже исчезнувших цивили­заций, каждый раз совершая ма­ленькое, но очень интересное и важное открытие. Наше Муниципальное Бюджет­ное Дошкольное Образователь­ное Учреждение (МБДОУ) № 484 вот уже несколько лет работает по программе «Школа 2100». В этой программе нашла свое от­ражение одна из важнейших задач, поставленных сегодня обществом: воспитание в ребен­ке «идентификации себя одно­временно трояким образом: как членом того или иного этноса, носителя национальной культу­ры..., как гражданина и патрио­та многонациональной страны - Российской Федерации - и просто как человека, европейца, гражданина мира...». Толерант­ность - необходимое качество в сегодняшнем сложном и много­национальном мире. Вопросы воспитания толерантного обще­ства сегодня поднимаются на самом высоком уровне: «В мире по-прежнему все очень непро­сто, существуют этнические и конфессиональные конфликты. К сожалению, во многих регио­нах планеты заметен рост экс­тремистских настроений... В этих условиях нашей важнейшей совместной задачей является распространение идей толерант­ности и веротерпимости, бе­режного отношения к духовным ценностям и традициям народов нашей многонациональной стра­ны и ее культурному многообра­зию», — сказал Дмитрий Медве­дев.

Именно идея формирования основ, фундамента для развития толерантной личности и дала начало моему проекту «Мир от­крывает границы». В работе над этим проектом мне хотелось по­казать достижения Русской куль­туры, ее неповторимость и само­бытность. Показать, как глубоко проникли корни русского быта в сегодняшнюю нашу жизнь, пусть мы, под час, не осознаем этого. Духовная связь с родной при­родой, которая очень ярко и ис­кренне проявляется у детей. Уди­вительно яркое и непривычное для наших традиций наследие древних цивилизаций возбуж­дает пытливые умы маленьких исследователей. Мне хотелось показать уникальность культур и, в то же время, преемственность традиций, идей, языка... Все это призывало к диалогу с юными гражданами мира. «Что за чудо эти сказки!». Раз­умеется, самое первое знаком­ство с родной культурой у ре­бенка проходит через сказку. Именно в них и русский быт «В светлой горнице кругом, Лавки, крытые ковром. Под святыми стол дубовый, Печь с лежан­кой изразцовой», и отношение к труду (по работе и награда), и особенности национального ко­стюма, и сохранившиеся в виде сказочных персонажей языче­ские духи. Именно сказки помо­гают сделать первый шаг на пути познания и понимания родных традиций. Но особенность вос­приятия детей 5-6 лет такова, что недостаточно только читать сказки. Необходимо их смотреть. И в этом неоценимую помощь оказывают наши Советские мультфильмы: веселый «Жил у бабушки козел», мудрый и в то же время понятный детям «Во­вка в тридевятом царстве». Для детей подготовительной группы более серьезные мультфильмы: языческие «Снегурочка» и «Русь изначальная» - очень мудрый и философский фильм, в нем особенности воспитания моло­дого поколения Русичей в люб

ви к природе, уважении к труду, формирование понятия честь ... «Волшебная птица» - тема труда для русского человека; нацио­нальные ремесла.В сочетании с возможностью потрогать настоя­щие произведения народных ма­стеров дает ребенку богатейший опыт. «В яранге горит огонь», «Храброе сердце» - наглядно показывают зависимость быта от природных условий. Все эти мультипликационные фильмы, как добрая и понятная энцикло­педия, дают ребенку понятия добра и зла, преданности и тру­сости, необходимости трудиться честно, учат любить. Русские Богатыри - сложная и очень интересная тема. Это и неповторимая речь былины и ее глубокая воспитательная роль: «Кем бы ты ни стал, что ни делал бы, Не пекись о корысти своей, выгоде,

А берись, Илья, за такие дела, Чтобы славные были да великие,

Чтобы всем от них было радостно, Чтоб не ты собой, а только люди тобой По делам бы гордились по великим твоим!» Знакомство с Былиной дает так же возможность прикоснуть­ся к еще одной грани русской культуры - к традиционному русскому оружию («Добрыня Никитич» мультипликационный фильм, нарисованный по эски­зам художников-палешан Голи-кова Н. и Зубковой Т. Выпущен студией «Союзмультфильм» в 1965 году). В игре «Что возьмет с собой Богатырь», а также в ра­боте с картиной Васнецова «Три Богатыря» происходит не только расширение словарного запаса ребенка, но и «соприкоснове­ние» с эпохой мечей, луков, ро­гатин и шеломов, так разительно отличающейся от времени авто­матов, лазерных пистолетов и сетей Человека-Паука... Говоря о Богатырях, конечно, мы скажем и о городах, которые они защищали. Древние Русские

городища, частоколы, кремли. Как они образовались, кто в них жил. И, хоть и не самый древ­ний, но, безусловно, исконно русский град - Москва встает пе­ред нами во всей красе золотых куполов, извилистых улочек и древних стен. Достижения наших мастеров-литейщиков - Царь-Пушка и Царь-Колокол и свя­занные с ними и с основанием города легенды вызывают у де­тей живой интерес. У нас стало уже хорошей традицией лепить Царь-пушку и Царь-Колокол с детьми подготовительных групп. Ну а знакомиться с Москвой нам помогают документальные фильмы и старые фотографии, при помощи которых можно за­глянуть в тайны кремля и про­следить преемственность язы­ческой и христианской традиции. Посетить музеи и храмы. Ну и конечно Санкт-Петербург -город удивительной судьбы! Го­род, трижды менявший свое имя, но ни разу не сдавшийся врагу! «Город великой борьбы и вели­кой победы!». Он поражает своей торжественностью. Видео про­гулки производят сильнейшее впечатление, особенно разво­дные мосты под музыку Чайков­ского. До сих пор не раскрытая тайна Янтарной комнаты будора­жит воображение. Ребенок, с его чувствительностью, не нуждает­ся в объяснениях искусствоведа, его сердце замирает от восторга при виде феерического праздни­ка закрытия фонтанов. Говорить о Москве и Санкт-Петербурге я особенно люблю, ведь это города, знакомые и близкие мне с детства. И мои юные слушатели улавливают мою страсть и проникаются ею. Есть еще одна тема, без которой разговор о воспитании толерант­ности был бы незаконченным - Религия. На своих занятиях «Христианство» и «Библия» я знакомлю детей с мировыми ре­лигиями и священной книгой, для многих это действительно пер­вая встреча с Библией. На заня­тиях дети узнают о том, почему эта книга важна для миллионов верующих людей и что такое заповеди, учатся уважитель­но относиться к наследию хри­стианского мира. Но наш город многоконфессионален, поэтому у нас есть возможность посмо­треть на Костел и Мечеть. Узнать особенности их архитектуры и внутреннего убранства. Архитек­тура Костела захватывает красо­той витражей и скульптур. И вот уже мои исследователи готовы заглянуть в далекое про­шлое, познакомиться с культу­рами, подарившими нам драму и комедию, да и само понятие «театр». Давшей знакомые нам с детства названия созвездиям и подарившей неповторимые Мифы. Греция, с ее каменной архитектурой, так не похожа на русские деревни. А персонажи греческих мифов, хоть и ходят в хитонах и сандалиях, но прояв­ляют понятные любому ребенку качества: отвагу, верность слову, смекалку...

Египет. Страна Пирамид, мумий и непонятных знаков. Во время знакомства с Египтом в моих пу­тешественниках раскрывается талант лингвистов. Мы не только смотрим фильмы о пирамидах, но и узнаем историю разгадки величайшей тайны в истории -расшифровки египетского пись­ма. А в игре «Иероглиф» сами пытаемся составлять слова. Приоткроет нам завесу тайны и Великая Китайская Стена. Благодаря качественным ви­деофильмам есть уникальная возможность самим «прогулять­ся» по ней. Китайская культура оставила после себя огромное количество изобретений: бумага, веер, зонт... всем этим мы поль­зуемся ежедневно. Фигурки ори­гами, созданные в Японии, но из бумаги, секрет изготовления ко­торой тщательно сохранялся и все-таки был вынесен за преде­лы Поднебесной японским мона­хом, думаю, известны и любимы и педагогами, и детьми. Невозможно охватить все темы моего проекта. Да, наверно, и не нужно. Разговор о культуре можно вести долго и каждый, кто интересуется ею, безусловно, видит в ней нечто уникальное и близкое только ему. Хочется добавить, что для воспитания толерантности очень важно от­ношение педагога. «Я не согла­сен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, за­щищая ваше право высказывать собственное мнение». Вольтер. Во время разговора о Санкт-Петербурге меня спросил 6-ти летний мальчик: - « Почему Петр - русский царь, а дружил с нем­цами». Надеюсь, что после моих занятий дети не будут делить людей на плохих и хороших по национальному или религиозно­му принципу.

А закончить я бы хотела сло­вами писательницы Людмилы Улицкой «Если мы не научимся пониманию того, что люди мо­гут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраи­вать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной вой­ны, которая может быть, - войны у себя дома».

P.S. Проект «Мир открыва­ет границы» в 2010 году был удостоен диплома «за нрав­ственный подвиг учителя», подписанный Управляющим но­восибирской епархией Архиепи­скопом Новосибирским и Бердским.

Статья опубликована в журнале "Новый имидж" № 1 - 2 (53-54) январь 2012 год.

 

  • Достижения Елены Владимировны