О чем играют дети...

        

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

       "Детский сад № 484  комбинированного вида" 

 

О чем играют дети...

 

 

«Игра – наиболее совершенная форма самовыражения человеческого организма» Гарри Л. Лэндрет

В мире существует несколько тысяч языков общения, и хотя детская игра не упоминается в этом списке, ей следовало бы занять в нем достойное место. Игра для детей всего мира – лучшее средство самовыражения. Это то же самое, что описание словами переживаний, чувств, мыслей или поступков  для взрослого. Детям порой гораздо легче что-то сказать, используя игрушки в качестве слов, а игру в качестве языка. Их вовсе не нужно учить или заставлять играть. Когда появляется возможность, дети разыгрывают все свои переживания, чувства и потребности – страх, удовольствие, гнев, разочарование или счастье. Благодаря игре, дети познают мир, пробуют различные роли, учатся справляться с собственным непостоянством.

            В детстве у ребенка часто возникает ощущение, что он не в силах как-то повлиять на происходящее с ним или вокруг него. А игра позволяет ему прорабатывать возникающие при этом чувства тревоги  и страха и восстанавливать так необходимое в жизни ощущение равновесия  и контроля. Снова и снова ребенок может проигрывать одни те же прошлые переживания. Пока они не станут не такими волнительными и пугающими, потихоньку открывая завесу с главного действа игры перед внимательным, чутким, принимающим взрослым. Присутствие такого человека необходимо, как гарантия безопасности и безусловной поддержки в переживании самых сильных и самых непонятных чувств. Такое взаимодействие в игре происходит в процессе особых терапевтических отношений ребенка и психолога - в  детской игровой терапии. Такая деятельность, как никакая другая, помогает детям усвоить, что можно не бояться выражать свои разные чувства, и учиться тому, как можно справляться с тревогой и конфликтами. Ребенку здесь  не нужно вести себя каким- то особенным, правильным образом. Напротив, он может быть самим собой и при этом чувствовать себя защищенным, принятым и уважаемым. В игре как – будто он сам: и сражается с монстром, и прячется от грозы; и победитель, и побежденный;  и добрый, и злой; красивый и ужасный, здоровый и больной, изгнанный и любимый. Он может быть разным и оставаться самим собой.

Игровая терапия является для ребенка тем же, что для взрослых – консультирование. В игровой комнате игрушки используются в качестве слов, а игра – это язык ребенка. На занятиях по игровой терапии детям предоставлены специальные игрушки, с помощью которых они могут выразить то, чего не способны сказать словами. Когда дети в присутствии квалифицированного игрового терапевта рассказывают или разыгрывают то, что они чувствуют, их самочувствие улучшается, поскольку их чувства находят выход. Каждому взрослому человеку  доводилось испытывать то же самое, когда была возможность искренне рассказать о том, что тревожит или беспокоит сочувствующему или понимающему человеку – вам становилось легче, и вы находили решение проблемы. Что-то похожее происходит с детьми в игровой терапии. Они могут воспользоваться куклами, марионетками, другими игрушками, песком, красками, глиной, чтобы рассказать, что они чувствуют или думают.

Ребенок приходит  и играет в свою игру, находя вместе с психологом новые ощущения и непривычные способы отношений, и связывает себя с этим новым успешным опытом. Такая игра лечит раны и прогоняет печаль, снимает напряжение и высвобождает сдерживаемые порывы к самовыражению. В  атмосфере терапевтической игры ребенок с успехом противостоит  страшным событиям реальной жизни и сам может контролировать результат. Через такое самовыражение в игре дети учатся настойчивости, самоуправлению, ответственности, получают удовольствие от собственных решений и выбора. Таким образом, ребенок переживает новый позитивный опыт как уже состоявщееся действо, теперь он уже умеет так делать,  и ему нормально, не страшно сделать так и еще, но уже не в игре, а в жизни.

 

Анна Алексеевна Портнова

Психолог – консультант, семейный психолог,

детский психолог, педагог-психолог 1 кв. категории.

Дата последнего обновления страницы 09.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»