Родина Елена Сергеевна

        

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

       "Детский сад № 484  комбинированного вида" 

 

Родина Елена Сергеевна

 

 

 

 

Патриотическое воспитание в системе ДОУ

(заметки воспитателя )

 

 

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно…

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты…

От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться

страной, своей малой Родиной, заботиться о ее процветании.

Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее всей страны, родного края, и не повторять ошибок прошлого.

Мы должны сохранять преемственность поколений. Для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные знания о Родине, базовые представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца».

Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма.

Воспитание на правдивых фактах истории, на нравственных примерах старших поколений – это хорошая школа пробуждения трудового энтузиазма, развития инициативы. И очень важно, чтобы каждый ребенок проникся этим благородным стремлением приумножить исторический опыт созидания…

Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, создается естественная среда для овладения языком родного народа, его  традициями, укладом жизни, таким образом, и формируется любовь к малой и большой Родине.

Реализация данной работы предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельного подхода и эмоционального восприятия.

Эмоционально-образное восприятие окружающего мира должно и может стать основой формирования патриотизма.

Нравственно - патриотическое направление в работе ДОУ заключается в реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной.

 

 

                                                                                                 Родина Елена Сергеевна - воспитатель

 

  

 

 

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА

В УСЛОВИЯХ ДОУ»

 

 

 

Каждому родителю хочется, чтобы его малыш рос счастливым и благополучным в своём развитии ребёнком. Для этого малыш должен быть окружен вниманием и испытывать только положительные эмоции. Однако мы живем в социуме, где есть место негативу. От этого никуда не деться. И сколько бы мы ни защищали свое дитя, рано или поздно ребенок столкнется с негативом, вследствие чего будет испытывать отрицательные эмоции.

 

Эмоциональные нарушения

(информационно - педагогическая поддержка любящим родителям)

        Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Наиболее распространенные нарушения эмоциональной сферы у детей – это состояния аффектов, фрустрации, страхи, гипербулия, гипобулия, абулия, навязчивое и копульсивное влечение. Давайте попробуем разобраться, в чем их смысл.

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения эмоциональной сферы у детей

        Аффект.   Наиболее распространенное нарушение эмоционального развития – это состояние аффекта, которое возникает, как правило, в стрессовых для малыша ситуациях (изменение режима дня, образа жизни, переезд, ссоры в семье или развод родителей). Аффективные состояния характеризуются кратковременностью и очень бурными проявлениями. Может произойти сбой в работе внутренних органов, потеря контроля над действиями и эмоциями. Все это негативно воздействует на самочувствие крохи.

       Фрустрация.   Эмоциональное состояние любого ребенка зависит от его возраста. На каждом возрастном этапе у детей наблюдаются личностные кризисы. По мере развития у малышей формируются новые потребности, обладающие эмоциональным компонентом. Если по завершению определенного возрастного этапа потребность не удовлетворяется или длительное время подавляется, то ребенок впадает в состояние фрустрации. Это расстройство психоэмоционального характера, означающее непреодолимые сложности на пути к удовлетворению потребностей и желаний. Проявляться фрустрация может в виде агрессии или депрессии. Причинами такого нарушения чаще всего являются недовольство ребенка общением с родителями и сверстниками, дефицит человеческого тепла и ласки, а также неблагополучная ситуация в семье.

        Страхи.  Третье распространенное нарушение психоэмоциональной сферы – страх. Это состояние означает наличие мнимой или реальной угрозы существованию данного человека. Появляться страхи могут у детей практически любого возраста в зависимости от накопленного опыта, уровня самостоятельности, воображения, чувствительности и тревожности. Часто страхи мучают застенчивых и неуверенных в себе детей. Наука выделяет конкретные и символические типы страхов. Конкретные страхи вызваны определенными существами или предметами повседневной жизни (например, собаки, машины или работающий пылесос). Как правило, к трем годам малыши уже спокойно реагируют на большинство раздражителей, особенно если часто с ними сталкиваются. Однако в этом возрасте могут появляться символические страхи, которые имеют неопределенную форму и больше похожи на фантазии. Есть еще страхи, возникающие на основе развитого воображения у детей, — это страхи, связанные с героями сказок, темной пустой комнатой и прочие.

          Гипербулия, гипобулия и абулия.    Гипербулия – это повышенная тяга к чему либо (например, обжорство или игромания). Гипобулия – наоборот, состояние общего снижения воли и желаний, проявляющееся в отсутствии потребности в общении и тягостным отношением к необходимости поддерживать беседу. Такие детки погружены в свои страдания полностью и попросту не замечают окружающих. Абулия – это синдром резкого снижения воли, самое тяжелое состояние.

         Навязчивое и компульсивное влечение Ребенок может кратковременно контролировать свое навязчивое влечение в зависимости от ситуации. Однако при первом же удобном случае он удовлетворит свою потребность, испытав перед этим сильные негативные переживания (например, если человек страдает навязчивым страхом загрязнения, то он обязательно тщательно вымоет руки, когда его никто не будет видеть). Компульсивное влечение – это крайняя степень навязчивого желания, оно сравнимо с инстинктами, которые человек стремится немедленно удовлетворить, даже если за этим последует наказание. Дети с эмоциональными нарушениями часто становятся необщительными, некоммуникабельными, капризными, упрямыми, агрессивными или наоборот глубоко депрессивными. 

 

Коррекция эмоциональных нарушений

 

         Коррекция эмоциональных нарушений —  важный аспект в воспитании ребенка. Правильно используя психолого-педагогические методы, можно не только нивелировать нарушения эмоциональной сферы малыша, но и смягчить эмоциональный дискомфорт, развить самостоятельность, бороться с агрессивностью, мнительностью и тревожностью.       Сегодня все нарушения эмоционально-волевой сферы корректируются с помощью двух подходов: психодинамического и поведенческого. Психодинамический подход призван создать условия, снимающие внешние социальные преграды на пути развертывания внутреннего конфликта. Методы данного подхода – психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арттерапия. Поведенческий подход помогает ребенку усвоить новые реакции. В рамках данного подхода хорошо работают методы поведенческих тренингов и психорегулирующих тренировок.

         Различные эмоционально-волевые нарушения в разной степени поддаются тому или иному методу лечения. Подбирая метод психокоррекции, нужно исходить из специфики конфликта, влияющего на благополучие ребенка. Наиболее распространенными и эффективными считаются игровые методы коррекции, поскольку игра – это естественная форма деятельности малышей. Сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основная задача игр-драматизаций также коррекция эмоциональной сферы. Как правило, такие игры построены в форме знакомых ребенку сказок. Ребенок не только подражает персонажу, но и отождествляет его с собой. Особое значение имеют подвижные игры (пятнашки, жмурки), обеспечивающие эмоциональную разрядку и развивающие координацию движений. Популярен сегодня также метод арттерапии, основанный на изобразительном искусстве. Основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания. Чаще всего этот метод используют для коррекции страхов у детей и подростков.

           Вообще дети с эмоционально-волевыми нарушениями вне зависимости от степени их тяжести сложно вливаются в коллектив, испытывают трудности в общении, обладают слабыми коммуникативными навыками, что в дальнейшем может сильно затруднить им жизнь. Поэтому первоочередной задачей взрослых является обеспечение благоприятного эмоционального климата в семье и активное участие в эмоциональной жизни ребенка. Постарайтесь стать своему чаду добрым другом, с которым он всегда может поделиться и найти нужные ответы на интересующие его вопросы. Не оставляйте своего ребенка одного в сложных и незнакомых ситуациях (например, если Ваш малыш боится темноты, то входите в темное пространство вместе с ним и зажигайте лампу, чтобы не дать развиться страхам). Поддерживайте своего ребенка и вместе радуйтесь всем его успехам. Помните, от того, как Вы будете взаимодействовать со своим малышом в детстве, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Источник: журнал - «Коррекционная педагогика» (№ 4, 2004);

                 пособие - Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей (в помощь психологу)

 

 

 

 

 

 

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

Нужно ли беседовать с ребёнком на тему «Школа»?

Разговор о школе поможет ребёнку почувствовать себя более уверенно на пороге школы. Представьте, что вы едете в незнакомую страну. Вы волнуетесь, сомневаетесь, расспрашиваете всех, советуетесь. Первого сентября для ребёнка тоже начинается путешествие в неизведанную страну — школу. И провести ему в этой стране придётся куда больше лет, чем он уже прожил на свете. Расскажите ему об этом. Вспомните, как и сами когда-то шли «первый раз в первый класс». Чем больше ваш малыш узнает о школе, тем легче он переступит её порог.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение — стать школьником. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, и прежде всего — эмоционального отношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание ребёнка, создаст положительную установку на учёбу в школе.

 

От  простого — к  сложному

Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит, подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.

Когда дошкольник сталкивается со специально организованными видами деятельности, его отношение к ним зависит от эмоционального опыта. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

 

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

O    дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители;

O    обучение требует систематичности:?1015 минут каждый день дадут лучший результат, чем час – два в выходные дни;

O    необходимо учитывать принцип «от простого — к сложному». Нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.

O    не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы сделал(а) так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».

 

 

 

 

10  ЗАПОВЕДЕЙ МАМЫ  И ПАПЫ БУДУЩЕГО  ПЕРВОКЛАССНИКА

 

1.        Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т. д.)».

2.        Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

3.        Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

4.        Научите ребёнка делиться своими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

5.        Приобщайте ребёнка к экономике семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

6.        Постоянно говорите с ребёнком.

Развитие речи — залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.

7.        Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

8.        Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.

9.        Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

10.     Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас — фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.

 

Что  делать,  если  ребёнок не  хочет  учиться?

І этап. Выполняйте как можно больше заданий вместе с ребёнком. При этом внимательно смотрите, как он выполняет то или иное задание. Ваша задача — понять, каких именно знаний и умений у ребёнка нет и помочь ему овладеть ими.

ІІ этап. Ребёнок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет небольшую часть заданий. Каждое удачное выполнение должно отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребёнка, а разберитесь вместе, что ему помешало всё хорошо сделать. Ваша задача — научить ребёнка  чувствовать радость от первых успехов.

ІІІ этап. Постепенное увеличение самостоятельной работы, вплоть до того, что ребёнок сам делает все уроки. Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача — быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.

IV этап. Ребёнок делает задания самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Для того, чтобы он не отвлекался, можно поставить перед ним часы. Пусть он сам намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание (сначала с вашей помощью). Вы проверяете выполнение всех заданий (устных и письменных). Ваша задача — только контроль.

 

И ещё несколько советов:

O    признавайте право ребёнка на ошибку;

O    научите его относиться к ошибкам и неудачам как к естественному и даже необходимому, когда учишься;

O    учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя;

O    научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать;

O    научите ребёнка видеть причины своих неуспехов в себе самом и анализировать их;

O    главное: постоянно показывайте, что вы уверены в нём и одновременно пусть он всегда чувствует, что вы — его защита и опора.

Дата последнего обновления страницы 10.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»