Путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.
Восточная мудрость
Ребенку не нужно рассказывать много о песочной терапии – вот песок, вот вода, фигуры, несколько правил безопасности, и перед ним открывается целый новый мир. Этот мир он может создать и разрушить, изменить и построить заново. Все фигуры и события жизни найдут свое отражение в ящике с песком.
Если ребенок словами не может выразить свои эмоциональные переживания, ему на помощь приходит игра. А игра с песком – самая естественная и доступная, ну и самая необычная. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка по типу сказочного сюжета, ребенок и приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, и освобождается от тревоги и напряжения, и развивает сенсорную чувствительность, так обедненную прогрессом.
Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Он быстро снимает детские психологические защиты и дает возможность игре полноценно совершать свое благое дело.
В играх с песком гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта», крепнут руки, ноги, спина. Также совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и навыков построения отношений.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
На сегодняшний день песок становится частью психолого-педагогических, арт-терапевтических, сказкотерапевтических технологий и даже основой театра. Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Для этого нужно уметь создать пространство комфорта и защищенности для ребенка, очень внимательно и экологично подбирать задание, соответствующее его возможностям, обязательно исключить личную оценку действий и идей, осторожно поощрять фантазию, открытость и чувствительность в игре. Работа очень тонкая и очень эффективная.