Автор: Матюшина Ольга Михайловна
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является развитие всех компонентов речи у детей с ОНР через ознакомление с космосом.
В результате реализации проекта дети смогут получить новые знания по данной проблеме, будут более заинтересованы в получении знаний о космосе.
Выполнять проект будут руководители проекта: воспитатель Матюшина Ольга Михайловна и логопед Ельчина Лилия Александровна.
В проект будут вовлечены родители, дети, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
Длительность проекта две недели (с 11 апреля по 25 апреля 2013 года).
Постановка проблемы
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.
Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у дошкольников посещающих нашу группу…
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог – дети - родители.
Цель проекта: развитие компонентов речи у детей с ОНР через ознакомление с космосом.
Задачи проекта:
1. Развивать познавательные способности и познавательную деятельности.
2. Формировать у дошкольников представления о космосе.
3. Развивать речь и расширять словарный запас.
4. Воспитывать культуру поведения.
5. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
6. Обогащать предметно-развивающую среду в группе.
Задачи образовательных областей:
1.Социализация и коммуникация (воспитание нравственных ценностей);
-воспитывать культуру поведения;
-воспитывать желание сохранять живую и неживую природу.
2.Познание, коммуникация:
- дать детям представление о понятиях «космос», «космонавт», «космический корабль», «планета», «солнечная система», «млечный путь», «солнце»;
- продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность
Ожидаемые результаты
При условии реализации проекта ожидаются следующие результаты:
Дети:
· Дети получат знания о космосе.
Педагоги:
· В результате вовлечения педагогов в процесс работы над проектом повысится их уровень компетенции в данном вопросе.
Родители:
· Будет создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми.
· Сформируется благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами.
· Будет обеспечен совместный успех в деле воспитания детей.
· Произойдет оснащение предметно-развивающей среды и накопление детской художественной литературы по данной теме, что позволит преподнести информацию детям на более высоком уровне.
Оценка результатов
Оценка эффективности проекта будет идти по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
· Заинтересованность детей в данном проекте будет оцениваться при непосредственных беседах с детьми, использовании дидактических игр, работы в тетради, творческих выставках.
· Активность включенности родителей в данный проект будет оцениваться при непосредственных беседах с родителями, участии в изготовлении дидактических игр, оформлении выставок, участие в коллективных мероприятиях.
· Качество деятельности педагогов будет оцениваться воспитателем группы (руководителем проекта).
Методы реализации проекта:
Реализация данного проекта будет осуществляться в три этапа:
· подготовительный;
· основной;
· заключительный.
Реализация данного проекта рассчитана на апрель 2013 г. Время этого проекта может подвергаться корректировки.
Подготовительный этап.
· создание группы единомышленников: родители, учитель – логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре;
· оформление газеты по данной теме;
· составление плана работы;
Основной этап
|
Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада |
Космокинозал (познание) |
· Просмотр электронной презентации "Как человек космос осваивал". Автор Гребнева Т.В. · Просмотр фильма "Другие миры" из документального сериала "Планеты" ВВС, 2005 Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты». |
Просмотр родителями с детьми мультфильмов (на выбор)
|
Читальный зал Поэтическая гостиная (художественное слово) |
Чтение с детьми произведений о космосе:
Поэтическая гостиная Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе. |
Чтение родителей с детьми произведений (на выбор) Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона "звездочет и обезьянка Микки". Е.П.Левитан "Малышам о звездах и планетах". |
Детское моделирование (художественное творчество) |
|
Родителями создание дома на потолке "Звездного неба":
или Наклейки на стены, окна и потолок.
|
Космическая лаборатория (познавательно-исследовательская |
|
Эксперимент "Месяц в домашних условиях" |
Космическая мастерская (художественное творчество) |
· "Ракета из пластилина". · "Инопланетяне из пластилина" · "Космический корабль, космонавт в открытом космосе". Оригами · Конкурс "Ловкий карандашик" - раскраски о космосе.
|
Конкурс совместной поделки детей и родителей "Самый необычный космический корабль" (природный или бросовый материал)
|
Космический спортзал (двигательная) |
Физминутка: Раз-два, стой ракета, Три-четыре, скоро взлет Чтобы долететь до солнца Космонавтам нужен год. Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас атлет, Пролетая над землею Ей передаем привет. Игры: «Ракеты», «В космосе» «Космические спасатели», «Отбор космонавтов», «Полет на Луну», «Парикмахерская для пришельцев», «Космическое кафе» |
Физкультурный досуг: "Мы готовы лететь в космос" |
Космическая игральдия (игровая) |
· Дидактическая игра "Подбери правильную одежду для космонавта" (Цель – отбирать соответствующую одежду для космонавта, обосновывать свой выбор). · Дидактическая игра "Что ближе, что дальше?" (Цель – Определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.) · Складываний созвездий из мозаики. · Конструктивные игры: - из деревянного конструктора "Космодром" - из пластмассового конструктора "Космический корабль" Сюжетно-ролевая творческая игра "Путешествие на луну" |
Поиск вместе с родителями информации "Как звезды людям помогают", создание фотоальбома или другой презентации результатов поиска. |
Космическая музыка (музыкальная) |
Саундтреки:
Рок-попса:
Танцевальная:
Лесников-16 - Белка и стрелка (и другие треки) |
На музыкальном занятии прослушивание и разучивание детских песен:
|
Беседы с пришельцами (коммуникативная) |
|
Словотворчество детей и родителей «Сочини рассказ о невиданной планете». |
Заключительный этап