- МедведкОва Юлия Владимировна
- Шарыпова Марина Николаевна
Советы психологов:
Ребёнок с СДВГ (дефицитом внимания и гиперактивности)
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
v Ребёнок всегда должен чувствовать Вашу помощь и поддержку. Ваши отношения должны основываться на доверии. Совместно решайте возникшие трудности.
v Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
v Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.
v Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
v Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий.
v Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
v Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
v Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и что нельзя. Вседозволенность не принесёт никакой пользы. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
v Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
v Вызывающее поведение Вашего ребёнка – его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
v Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.
v Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)
v Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным предметам.
v Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
v Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
v Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
v Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
v Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
v Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
v Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.
v Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей – найти те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе. Они будут "полигоном" для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок
особой радости от этих занятий не испытывает.
Проблема гиперактивности детей приобретает всё большую актуальность. Статистические данные показывают: в США- 4-20% гиперактивных детей, в Великобритании – 1-3%, в Китае – 1-13%, в Австралии- 7-10%, в России - 4-18%.
Внешними проявлениями гиперактивности являются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Гиперактивности обычно сопутствуют проблеме во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка, при этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Рекомендации для родителей
1. Поступки ребенка не умышленны, не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов нет, нельзя и строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом, скажем шуткой; повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок, выслушивать то, что он хочет сказать.
2. В семье необходимо изменить психологический микроклимат, то есть уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допуская ссор в присутствии ребенка.
3. Ребёнку необходим чёткий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывайте ребенку, как не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждайте его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегайте по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
4. Ребёнку необходима специальная поведенческая программа, то есть продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказаний – только не физическое!- за плохое поведение. Разумнее, чтобы малыш спокойно посидел в течение определенного времени (5-10 мин.) в специально отведенном месте.
Игры, направленные на снижение гиперактивности.
«Ласковые лапки»
(И.В. Шевцова)
Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д., выкладывает их на стол. Ребенку взрослый предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Варианты игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.
«Кричалки - шепталки - молчалки»
(И.В. Шевцова)
Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.
Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«Разговор с руками»
(И.В. Шевцова)
Цель. Научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумага ладони и оживить их - нарисовать глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами. После этого можно затеять беседу с руками: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами, подчеркивая, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласиться на такие условия, то через заранее обговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и его хозяина.
Час «Тишина» и час «Можно»
(Н.Л. Кряжева)
Цель. Дать ребенку возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми: когда они устанут или займутся важным для них делом, в группе наступит час «Тишина». Дети будут вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. В награду за это наступает час под названием «Можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными для детей. Лучше заранее оговорить, какие действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).
My child is not a label
By Denise Ulman
http://www.our-kids.org/Archives/My_child_is_not_a_label.html
Не наклеивайте ярлык на моего ребенка!
Мой ребенок – это человек как таковой!
Мой ребенок – это дышащее, думающее, любящее человеческое существо.
Я осознаю необходимость навешивания ярлыков, но только потому, что они помогают объяснить, чем мой ребенок отличается от других.
Этот ярлык не объясняет сути моего ребенка, и он не делает его личностью менее значимой, чем любое другое человеческое существо на этой планете.
Не смотрите на этот ярлык при знакомстве с моим ребенком, посмотрите сначала на него самого. Не пытайтесь понять моего ребенка, прочитав то, что написано на ярлыке.
Попытайтесь понять моего ребенка, вглядевшись в его глаза и слушая то, что он пытается вам сказать, вне зависимости от того, какую форму принимает его сообщение.
Мой ребенок может общаться не в той форме, которую вы привыкли понимать, но это не значит, что он не может общаться. Быть может, будет не всегда просто понять то, что он пытается сказать, но если вы будете стараться понять его, вы обнаружите, что ваши усилия были не напрасны и наградой вам будет знакомство с моим ребенком.
Забудьте о ярлыке и позвольте моему ребенку рассказать вам о нем/ней самом/самой.
30 советов как обращаться с детьми с СДВ дома
По материалам статьи
"30 Tips on Managing Attention Deficit Disorder at Home"
by Elaine M. Gibson:
http://www.elainegibson.net/parenting/Hallowelltips.html
Данная статья основывается на статье "50 Tips on the Classroom Management of Attention Deficit Disorder" Edward M. Hallowell , MD and John B. Ratey, MD.
Эти советы взяты полностью из Hallowell и Ratey, формулировки лишь незначительно изменены и приведены в соответствие с домашней обстановкой.
По Hallowell и Ratey :
· Синдром дефицита внимания не ограничивается только проблемой внимания.
· СДВ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения и т.п.
· Лицо СДВ переменчиво как погода – непостоянное и непредсказуемое.
· Общение с СДВ – это нелегкий и самоотверженный труд.
Нет простого решения, как обращаться с ребенком с СДВ дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.
Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.
Удостоверьтесь, что вы имеет дело именно с СДВ.
Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы. Удостоверьтесь в том, что проведено соответствующее обследование, и продолжайте задавать вопросы, пока вы не будете уверены.
Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку.
Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВ, наблюдал многих детей с СДВ, знал об их поведении в классе и мог доступно объяснить). Убедитесь в том, что учителя работают вместе с вами.
Знайте свои пределы.
Не бойтесь просить о помощи.
Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации.
Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
Определите правила.
Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
Повторяйте указания.
Записывайте указания. Проговаривайте их. Людям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.
Поддерживайте постоянный визуальный контакт.
Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.
Установите границы.
Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно.
Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.
Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам.
Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
Позволяйте ребенку спасительную отдушину.
Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
Позаботьтесь о постоянной обратной связи.
Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.
Разбивайте длинные задания на более короткие.
Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать".
Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
Расслабляйтесь. Дурачьтесь.
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Людям с СДВ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.
Однако остерегайтесь перевозбуждения.
Подобно чайнику на плите, дети с СДВ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно.
Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
Используйте трюки для улучшения памяти.
У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали.
Поскольку для большинства детей с СДВ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
Упрощайте указания. Упрощайте выбор.
Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя.
Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка.
Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.
Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.
Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане.
Многие дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., - к примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого".
Пользуйтесь разными игровыми средствами.
Мотивация улучшает СДВ.
Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.
Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте. Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра.
Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.
Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.
Проводите физзарядку.
Один из лучших способов воздействия на детей и взрослых с СДВ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения".
Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся.
Начало школьного обучения – переломный этап в жизни ребенка. Первые недели в школе первоклассники пребывают в состоянии информационного и эмоционального стресса, последствием которого может стать ухудшение здоровья. В этой ситуации вполне логичен вопрос: «Как подготовить ребенка к школьному обучению?»
Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует от ребенка зрелой памяти, внимания, мышления. На уроке не всегда может быть интересно, поэтому ученик должен уметь контролировать свое внимание с помощью волевого усилия. Память же необходимо развивать, соединяя с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрежка.
Чтобы успешно выполнять задания с доски, у ребенка должна быть скоординирована работа глаз и тонких движений руки, Нужно учить его не только штриховать или раскрашивать, но и перерисовывать или переписывать с образца.
Первоклассник также должен уметь выполнять словесные инструкции данные всему классу, без личного обращения к нему, строить внутренний план действий, выделять общую задачу, уметь доделывать задания до конца. Развить эти навыки помогут пребывание в детском саду, занятия в различных группах и секциях.
Хорошо, если у будущего первоклассника сформирована мотивация к учению – он хочет в школу, чтобы узнать новое, стать образованным и добиться успеха. Он должен быть готов к принятию новой роли – школьника, имеющего свои права и обязанности. Взрослым необходимо развивать у малыша чувство гордости за то, что он теперь будет много знать, будет уметь справляться с различными трудностями.
По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. До школы необходимо научить малыша поддерживать дружеские взаимоотношения, уметь слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективной деятельности.
При этом от ученика требуются соблюдение норм и правил, контроль за своими реакциями и эмоциями. У ребенка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет хорошо взаимодействовать с людьми – дружелюбие, внимание, понимание других чувств, активность, честность, доброта, взаимовыручка.
Помочь родителям подготовить ребенка к школе может специалист – детский психолог. Он проведет диагностику готовности и специально организует занятия с малышом, помогая в развитии у него всех необходимых навыков для хорошей адаптации и успешного обучения в школе. Психолог так же может проконсультировать родителей о возможностях домашней подготовки и способах поддержки ученика в начале его школьной жизни.
Анна Алексеевна Портнова
Психолог-консультант, семейный психолог,
детский психолог, педагог-психолог 1 кв. категории
Педагоги и психологи обратили внимание, что все многообразие воспитательных методов в семье можно описать несколькими стилями. «Чистые» стили воспитания встречаются редко. Обычно родители гласно/или негласно договариваются, что они разрешают ребенку, а что запрещают. Также важно, каким образом в семье пресекают поведение, которое, по мнению родителей, неприемлемо у их наследника.
Я остановлюсь на описании самых распространенных стилей семейного воспитания. Стоит обратить внимание, что практически в каждом стиле воспитания есть положительные и отрицательные стороны.
Авторитарный. В такой семье – строгая иерархия: взрослые всегда правы, дети всегда обязаны. Мнение детей не учитывается, их интересы, чувства и желания игнорируются. Такого ребенка легко подчинять, им легко управлять. Он удовлетворяет не свои, а родительские потребности, обеспечивая им удобную жизнь. А родители имеют иллюзию власти над будущим ребенка и процессом его воспитания. Вырастая, ребенок может легко попадать под влияние любой другой авторитарной системы (секты, партии, компании), т.к. ситуация покорности для него привычна и безопасна. В подростковом возрасте может пытаться вырваться из слишком жесткой системы родительского воспитания, убегать из дома, бродяжничать. Повзрослев, или сам становится авторитарен подобно родителям, или будет покорным исполнителем чужой воли, пассивным, подавленным, зависимым человеком.
Гиперопекающий. Ребенок – центр семьи, его желания исполняются еще до того, как он успел их осознать. Он огражден от трудностей, забот, неприятных эмоций. К нему нет претензий, требований, обязанностей, просьб. Он не принимает во внимание чувства и желания других. До поступления в детский сад или школу чувствует полную безопасность мира и абсолютную защиту. Родители ощущают себя «сделавшими все для своих детей». Имеют иллюзию контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым снижая собственные чувства вины и тревоги.
Такой ребенок будет инфантилен, мало адаптирован ко взрослой жизни. Ему будет сложно привыкать к любой ситуации требований или ограничений. Не сможет справляться со своими чувствами: злостью, горем, обидой, досадой, которые все же настигнут его в реальной жизни.
Гипоопекающий. До ребенка у родителей просто «не доходят руки». Он испытывает недостаток внимания и заботы. Наблюдается и в малоимущих семьях, где родители вынуждены много работать, и в весьма благополучных и обеспеченных, где родители прекрасно одевают и кормят малыша, но не имеют с ним эмоционального контакта. Они не тратят много сил на развитие и воспитание ребенка, а ребенок вынужден учиться решать проблемы самостоятельно.
Отсутствие близких, теплых отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка различных проблем: низкой самооценки, неумению понимать себя и других. Отсутствие правил и требований, дающих чувство защищенности, приводит к тому, что потом вся жизнь человека проходит в поисках опоры, поддержки, понимания и защиты.
Демократический. Родители в такой семье считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных семейных вопросов учитывается и мнение детей. В семье есть правила, традиции и ценности, которые поддерживаются и обсуждаются всеми участниками. Уважительное, теплое эмоциональное отношение друг к другу не зависит от возраста. Ребенок знает свои ограничения, полномочия и зону ответственности. Сложные и конфликтные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются. От родителей требуется много внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитанию детей, постоянного «взросления» с каждым своим ребенком, отличающимся от него самого. Им приходится осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительской опекой и передачей ответственности. Зато ребенок вырастает дружелюбным, уважительным, ответственным, уверенным, эмоционально устойчивым человеком. Он осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения, справляться со многими трудностями и конфликтами.
Семейный или детский психолог может помочь родителям исследовать семейную систему и готов сопровождать в стремлении к самому конструктивному - демократическому стилю семейных отношений.
Анна Алексеевна Портнова
Психолог-консультант, семейный психолог, детский психолог,
педагог-психолог 1 кв. категории.
Психологи в своей деятельности с детьми, часто используют те или иные методы игровой терапии. Эти методы многообразны, они продуктивны в индивидуальной и в групповой работе с детьми разного возраста и психологического статуса. Они могут дополнять или развивать другие различные направления психокоррекционной и психотерапевтической деятельности.
Игровая терапия призвана не изменять и не переделывать ребенка, а дать ему возможность пережить некие волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого рядом с ним.
Цель ее - помочь ребенку:
- стать более ответственным в своих действиях и поступках
- развить позитивную Я – концепцию
- стать более самоуправляемым
- выработать большую способность к самопринятию
- овладеть чувством самоконтроля
- развить восприимчивость к процессу преодоления трудностей
- развить внутренний источник оценки
- обрести веру в себя
Сама по себе игровая терапия имеет несколько разновидностей.
Недирективная игровая терапия осуществляет и поддерживает контакт ребенка с самим собой. Главные ее условия – свобода и безопасность ребенка. Это время, отведенное ребенку, когда он делает, что хочет в рамках нескольких правил.
Она лишена психолога, как личности. Его работа – эмпатическое отражение, принятие и потверждение.
Недирективная терапия используется в работе с детьми до 8 лет при наличии страхов, тревожности, агрессии, заниженной самооценки, неустойчивых границ и сложных взаимоотношений.
Противопоказана для детей с острым переживанием травмы или горя, ЗПР, аутизмом, гиперкинетическим синдромом, при некоторых вариантах групповой работы.
Директивная игровая терапия – это различные коррекционные игры и упражнения, когда ребенок научается какому-либо поведению путем подражания взрослому или сверстнику в игровой ситуации. Часто в игру взрослым вводится роль, образ или игрушка, которые помогают ребенку преодолевать сложные личностные проблемы.
Смешанная игровая терапия – это синтез наиболее удачных приемов недирективной и директивной терапии.
Мастерство психолога в том, чтобы улавливать тонкие нюансы детской игры, ее «почерк», ее развитие и вовремя дополнять элементами конструктивных навыков поведения, поддерживающим взаимодействием, стратегическими ходами.
Смешанная игровая терапия может дополняться телесно-ориентированными техниками, методами арт-терапии, сенсорной и песочной терапии. Игра может быть индивидуальной и групповой, проводиться на столе, на полу или в юнгианской песочнице. Она может быть организована с детьми разного возраста, а так же с взрослыми людьми.
В настоящее время игровая терапия – ведущее средство профилактики и коррекции неконструктивного поведения. Сначала в игре, а потом и в обычной жизни для ребенка становится доступным определение конкретных целей своих поступков, выбор наиболее адекватных из множества средств и вариантов отношений, принятие на себя ответственности за свои поступки, эффективный эмоциональный отклик на чувства других людей, на различные события действительности.
В этом и есть признаки конструктивного, продуктивного произвольного поведения.
Анна Алексеевна Портнова,
Психолог-консультант, семейный психолог,
детский психолог, педагог-психолог 1 кв. категории.
«Внимательно относясь к функциям сенсорной интеграции своего ребенка, вы можете помочь ему стать счастливее» Э. Джин Айрес
Перелом, корь или скажем, плохое зрение выявить легко. А вот причины трудностей с учебой или поведением ребенка не всегда очевидны. Такие нарушения часто являются следствием недостаточной сенсорной интеграции (от лат. sensus – ощущение; integratio – восстановление, восполнение). Они встречаются у детей по всему миру и приводят к тому, что способные ребята плохо учатся в школе или неадекватно себя ведут, несмотря на хорошее воспитание и прекрасную атмосферу в семье.
Не многие из нас задумываются о том, как работает мозг, поэтому слова сенсорная и интеграция мало знакомы. Нервная система представляет собой разветвленную сеть взаимосвязанных нервных волокон, расположенных по всему телу. Отростки нервных клеток располагаются за пределами центральной нервной системы – в коже, мышцах, суставах, внутренних органах и органах чувств. Ощущения, вызываемые любыми внешними или внутренними раздражителями здесь, стимулируют нервные клетки и запускают процессы передачи нервного импульса в центральную нервную систему – головной мозг. Вы можете читать эту статью, потому, что зрительными сигналами стимулируются нервные окончания, расположенные в сетчатке ваших глаз и запускаются процессы распознавания в вашем мозгу.
Примерно до 7 лет мозг ребенка воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Это период так называемого сенсомоторного развития. В наш динамичный век детям не всегда хватает времени или возможностей для полноценного удовлетворения осязательных, обонятельных, вкусовых или тактильных потребностей. У многих детей этому мешают особенности восприятия, недостаточная координация или высокая двигательная активность. Микродвижения тела, происходящие во время вовлеченной компьютерной игры, застревают в теле незавершенными импульсами, мешая нормальной нервной циркуляции и слаженной работе головного мозга ребенка и его тела. Малоподвижный образ жизни за просмотром телевизора или долгое сидение за столом, на стуле, в автомобиле, – еще одно препятствие. У большинства современных детей сенсорная интеграция не может произойти «автоматически», подобно сердцебиению или перевариванию пищи. У них наблюдается заметная депривация (лишение, потеря) многих необходимых ощущений. Это тормозит все нервные процессы: своевременное созревание нервной системы, головного мозга, координации физического и психического развития. Поэтому недостаток физической активности мешает ребенку развиваться, учиться, общаться, делает его менее успешным в детстве и в более старшем возрасте.
Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы остаются незрелыми, нет достаточного количества нервных связей и сформировать их возможно только во время практических занятий с ребенком. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения, ни наказания не помогают мозгу организовать тело или мысли. Только получая помощь терапевта и поддержку понимающих родителей, ребенок станет успешнее развиваться, получать удовольствие от общения с окружающими и вносить посильный вклад в общество, несмотря на возможные другие трудности. Только если восстанавливать у ребенка баланс на уровне чувств и ощущений, можно помочь ему преодолеть эти трудности и стать счастливее.
Терапевтические занятия с использованием сенсорно - интегративной терапии чаще всего применяются в работе с детьми с отставаниями в развитии, неврологической симптоматикой, нарушениями моторики тела, речи и письма, с проблемами адаптации в детском саду и в школе, при общении и в поведении. Также использование методов сенсорной интеграции в любой развивающей или коррекционной работе. Эти занятия полезны и необходимы как способ восстановления вегетативного баланса(нормализации работы нервной системы), обеспечения безопасности и уверенности в пространстве, и как способ восстановления контакта с миром и с самим собой.
Индивидуальные занятия с психологом (специалистом по детской телесной и сенсорной терапии) проводятся 1 раз в неделю в течение всего времени, пока ребенок не научится регулировать себя сам. Как правило, такая работа является длительной и может занимать период от нескольких месяцев до года. В большинстве случаев таким ребятишкам нужна поддержка других видов детской психотерапии (игровой, песочной, арт-терапии). Далее дети могут быть включены в групповую деятельность для адаптации приобретенных навыков.
Анна Алексеевна Портнова
Психолог – консультант, семейный психолог,
детский психолог, педагог-психолог 1 кв. категории.